Крещение: вода – это не главное

Событие Крещения Господня описано в Евангелии (Мф. 3:13–17, Мк. 1:9–11; Лк. 3:21–22; Ин. 1:29–34). Перед выходом Христа на проповедь, явлением Его миру как Мессии, Господь принимает крещение в Иордане от Иоанна Предтечи. Святой пророк Иоанн Предтеча проповедовал крещение покаяния. Тысячи людей входили в воды Иордана, чтобы очиститься от своих грехов. Но в таком крещении безгрешный Господь не нуждался. Для чего Христос принял крещение? Он вошёл в иорданские воды, освятив их Своим естеством, чтобы затем верующие могли обновиться в святых водах, в которых пребывал Сам Господь.

В момент Крещения Господня произошло исключительное по своему значению событие – явление всех Трёх Лиц Пресвятой Троицы. Когда Сын Божий выходил из воды, раздался голос Отца с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17), а Дух Святой сошёл на Сына в виде голубя. Поэтому с глубокой древности этот праздник назывался также Богоявлением.

До IV века Крещение и Рождество праздновались вместе как один праздник явления Христа в мир. К этому дню приурочивали крещение новых христиан. На литургии в дни Рождества и Крещения до сих пор поют крещальное песнопение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» («Те, которые во Христа крестились, во Христа облеклись»).

До наших дней дошли и другие особенности богослужения, которые напоминают о том, что Рождество и Крещение в древности были одним праздником: службы на Рождество и Крещение практически одинаковы, а дни между этими двумя праздниками называются «святками», то есть праздничными днями.

Уже с IV века возникла традиция совершать праздничное богослужение в полночь и освящать воду в водоёмах. В Иерусалиме в полночь совершался крестный ход из храмов на Иордан, к предполагаемому месту Крещения Господня, где освящалась вода. Оттуда этот обычай распространился по всем остальным православным Церквам.

В особой молитве, произносимой лишь в этот день, священник просит, чтобы Господь дал освящаемой воде благословение Иорданово и сделал её «источником нетления». Крещенская вода способна храниться целый год,— до следующего Богоявления, а нередко и дольше. Ещё святитель Иоанн Златоуст отмечал особую святость этой воды и её удивительное свойство не портиться со временем.

Вода, освящённая в сочельник или в сам день Крещения, называется великой агиасмой (греч. τα αγίασμα — святыня). Христиане держат крещенскую воду в своих домах и пьют её в исключительных случаях. Добавление даже небольшого количества крещенской воды делает обычную воду святой.

Обращаться со святой водой нужно бережно. Если вода испортилась, нужно вылить её на землю где-нибудь на клумбу, но ни в коем случае не в канализацию. Большой грех использовать святую крещенскую воду в магических целях – Господь может наказать за это самым неожиданным образом.

После освящения водоёма многие погружаются в него, чтобы освятиться водой, в которую вошёл Сам Господь. В Русской Церкви из-за крепких морозов для освящения вод в водоёмах прорубают во льду прорубь в виде креста, которую называют иорданью. Но даже сильный мороз не мешает христианам в этот день погружаться в освящённую воду. Рядом с иорданью устанавливают крест, иногда — высеченный из льда.

Однако освящение воды в этот день – не главное. Этот праздник посвящён Христу, и большой грех совершают те, кто, считая себя христианами, приходит не на праздничную службу в честь Спасителя, а лишь для того, чтобы постоять с баночкой воды возле храма.

В Горловке в честь Крещения Господня (Богоявления) освящён главный собор. По традиции в этот день на территории собора после литургии пройдёт праздничный крестный ход и совершится чин великого освящения воды в Благовещенской часовне, где находится артезианская скважина.