В начале второго семестра учащиеся наших школ начали изучать новый образовательно-воспитательный спецкурс под названием «Уроки гражданственности». Перед педагогами поставили сложною задачу — создать такие условия, которые бы позволили учащимся на практике проявить свои патриотические чувства и гражданскую позицию, формировали готовность сознательно и активно выполнять гражданские обязанности перед государством, обществом, способствовали бы воспитанию ответственности за судьбу страны, своих близких, свою собственную, дали возможность почувствовать себя нужным своей стране, своему городу, своей школе.

Понятие «Гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, необходимо, прежде всего, видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

27 апреля в Горловской общеобразовательной школе I-III ступеней № 40 с предоставлением дошкольного образования был проведен семинар-практикум для учителей, преподающих спецкурс «Уроки гражданственности». На мероприятии присутствовали учителя данной дисциплины со всех школ Горловки, методист МК Бурмистрова О.Г., психологи УО, а также один из авторов и основателей «Уроков гражданственности» зав. отделения общественных дисциплин Донецкого РИДПО Морозов П.Л.

В начале мероприятия с вступительным словом выступила директор ГОШ № 40 Дудина Марина Николаевна: «Слово ꞌꞌгражданственностьꞌꞌ нам близко, потому что в первую очередь – это любовь к нашей Родине, семье, к родному городу, к Донбассу. Когда мы говорим об уроках гражданственности, то прежде всего, мы говорим о том, что близко нам по духу, о том, что ведет нас в будущее. А будущее – это то, где будут жить наши дети. И если мы их правильно воспитаем, то для нашей Республики будущее будет светлое».

В теоретической части семинара было проведено анкетирование учителей с целью выявления готовности к преподаванию курса.

Были обговорены проблемы, перспективы, инновации спецкурса. Внимание учителей, пришедших на семинар-практикум, было акцентировано на основных аспектах подготовки и проведения уроков гражданственности. Был рассмотрен правовой аспект подачи материала на уроках данного курса. Также были проведены мастер-классы учителей ГОШ № 40, преподающих гражданственность: демонстрация методов и форм работы.

Нам удалось задать вопрос приехавшему из Донецка Морозову П.Л.:

-Павел Леонидович, Вы сделали огромный вклад в создание спецкурса «Уроки гражданственности». Вы и сейчас работаете над развитием этой дисциплины: ежедневно даете консультации он-лайн и оказываете всю возможную помощь учителям, которые нуждаются в совете. Скажите, пожалуйста, какую цель преследовало данное мероприятие? Что Вы хотели донести до учителей, пришедших сегодня на семинар?

— Целью семинара являлось акцентировать внимание на актуальность данного курса, а также расставить все точки над «i» в таком вопросе,  как воспитание патриотизма, чтоб у каждого сформировалось четкое определенное мнение, осознанная позиция, понимание того, что воспитание патриотизма – это не дело каких-то особенных учителей, это не дело какой-то отдельной дисциплины, это не дело какого-то специального государственного органа. Это дело каждого, кто имеет какое-либо отношение к воспитанию ребенка. Вот поэтому было запланировано и проведено данное мероприятие. Воспитание патриота — будущего гражданина Республики — это главная задача, которая прописана в стандарте и в концепции, это первая из всех морально-этических профессиональных задач любого педагога, имеющего отношение к системе образования. Для того, чтобы воспитать патриота, нужно самому быть патриотом. Потому что нельзя приходить к ребенку и пытаться его научить тому, во что ты сам не веришь. Дети должны чувствовать, что к ним пришел не просто учитель истории, украинского и русского языка, математики или классный руководитель. Они должны чувствовать, что к ним, прежде всего, пришел гражданин Республики, и он пришел с целью сделать из них таких же граждан: честных, целеустремленных, сильных, любящих.

Таким образом, можно сделать вывод, что преподавание гражданственности в школе – дело сложное, но важное и необходимое, ведь успешное государство начинается с человека, гордящегося за свою страну, её историю и культуру. Основная задача педагога – дать образование, ведь гражданственность не возможна без знаний в области права, истории, культуры – чем выше образованность человека, тем ярче он осознаёт свою гражданственность. Учитель должен дать возможность учащимся научиться работать над собой, ведь внимательное отношение к себе, сознательное культивирование уважения к закону, к правовым и моральным нормам, принятым в обществе – это работа по воспитанию в себе гражданственности. Но прежде всего, учитель должен осознавать, что невозможно воспитать патриота, самому не являясь патриотом! Чтоб научить кого-то верить – нужно самому в это верить!

Екатерина Рожкова