Накануне Пасхи нам удалось пообщаться с клириком Крестовоздвиженского Храма протоиереем Владиславом Шестаковым, который рассказал нам о правилах и традициях, связанных с приготовлением и празднованием Христово Воскресения.

Какие основные ошибки совершают прихожане в связи с подготовкой и празднованием Пасхи?

Самая главная ошибка заключается в том, что люди не приходят в этот день в храм или приходят, но не в храм. Очень часто приходится наблюдать такую картину: в храме во время пасхальной службы стоит, скажем, сто или сто пятьдесят человек, а на улице, вокруг храма – тысяча или полторы. И это не потому, что они не могут все поместиться в храме, просто они пришли не в храм, а “посвятить паски”. Если спросить людей, которые пришли и стоят с корзинками на улице, для чего они это делают, то большинство отвечают: “ну, все идут, и я иду; праздник ведь. ” А ведь Праздник начинается не там, на улице, а в храме. Религиозная жизнь человека не может протекать бессознательно. Каждое движение, каждое слово здесь что-то значит. И мы должны понимать, что мы делаем и для чего. Для того чтобы во всем разобраться, нам нужно понять значение самого Праздника Пасхи. В этот день мы празднуем Светлое Христово Воскресение. Мы говорим: “Христос Воскрес”, значит — Он виновник торжества. Если нас кто-нибудь позовет в гости, например, на День Рождения, каковы наши действия? Мы красиво оденемся, возьмем с собой подарок. В гостях мы подойдем к имениннику, скажем ему поздравительные слова и вручим подарок. Затем, как правило, люди садятся за стол, беседуют, радуются, а именинник угощает гостей. То есть мы все участвуем в празднике. Очень не красиво будет прийти и сказать имениннику: “я тебя поздравляю, а ты мне за это дай кусочек тортика и я пойду, а то мне некогда”. К сожалению, с Богом многие поступают именно так. На Пасху Христос зовет нас к Себе поучаствовать в Празднике, а не постоять возле церковной ограды да поразговаривать. Ядро праздника – в богослужении. Там, где Христос. Все остальные наши действия в Праздник должны накладываться на это ядро. Мы должны четко расставлять для себя духовные приоритеты. Сначала — служение Богу, то есть, богослужение, а потом – традиции и обряды. Только в таком русле наша религиозная жизнь будет иметь логически правильный смысл.

Большинство людей готовятся к празднику Воскресения Христа заблаговременно, в какой день лучше всего приступать к выпечке куличей и приготовлению других продуктов к праздничному столу?

Мы празднуем Воскресение Христово, то есть День Победы Христа над смертью. Не за горами 9 мая. Давайте вспомним, как мы проводим этот день. В основном, это участие в каких-то праздничных мероприятиях, поздравление ветеранов и, конечно же, историческое воспоминание о событиях, предшествовавших Дню Победы. К Пасхе нас тоже готовит воспоминание, о событиях, которые предваряли Христово Воскресение. Это начинается за неделю до Праздника. Мы вспоминаем чудо воскрешения Лазаря, Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Затем начинается страстная неделя, и здесь важен каждый день. Мы вспоминаем в среду предательство Христа Иудой, вспоминаем Тайную Вечерю в четверг, в пятницу — распятие и страдания Спасителя и, наконец, Его погребение. Церковь призывает нас в эти дни пройти вслед за Христом весь этот путь. Все это происходит во время особенных богослужений в храме, которые проходят только раз в год. Без посещения этих служб мы не сможем полностью ощутить “вкус” Пасхального торжества. Поэтому нужно распределить все свои дела так, чтобы подготовка к Празднику не затмила для нас сам Праздник.

Какие праздничные блюда считаются самыми важными и основными в этот день?

Мы уже говорили о том, что любые наши действия в духовной жизни должны иметь какой-то смысл. В храме всё, даже одежда и ее цвет может собой что-то символизировать. Мы празднуем Воскресение Христа, и всё, что мы в этот день делаем должно стать проявлением нашей веры в это. То же самое касается и праздничного стола. Если говорить о самом наполнении стола и разнообразии блюд, то для каждой семьи они будут разными. Причин этому много. Но так, наверное, и должно быть, ведь одинаковых людей не бывает. Но есть те блюда, (если их можно так назвать), без которых не может обойтись, ни одна пасхальная трапеза. Они стали одним из символов нашей веры в Воскресение. Это пасхальные куличи и крашеные яйца. В “пасочке” такой символический образ несет в себе само тесто, из которого она приготовлена. И здесь важны не сметана, не желток и не изюм, а дрожжи. Именно квасное тесто символизирует собой воскресение и жизнь. Яйцо – то же самое. Для нас пасхальное яйцо – замечательный символ скрытой жизни, победоносно сокрушающей мертвенную скорлупу гроба. Лучший образ вряд ли можно придумать. Существует предание, что именно этот предмет святая Мария Магдалина подарила императору, когда пришла в Рим проповедовать о Христе. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда она пришла к императору Тиверию, то подарила ему простое куриное яйцо. Он не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо — яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры. Это те материальные образы, которые выражают наше духовное знание.

Можно ли заходить в храм с продуктами и допускается ли освящение мясных изделий и спиртных напитков?

Идя в храм, на службу, мы берем с собой и корзинку с яйцами и куличами. Освящение этих продуктов совершается после окончания службы, когда уже прочитана специальная молитва. Поэтому целесообразно корзинку взять с собой в храм, ведь в ней – предметы, символизирующие нашу веру. Значит, ничего лишнего там не должно быть. В этой связи возникает риторический вопрос: а какую символику несёт в себе палка колбасы или бутылка спиртного?

Допускается ли на праздник посещать кладбище и поминать усопших? И в какие дни следует это делать?

В любой праздник первейшее внимание нужно уделять виновнику праздника или самому событию, а не посторонним предметам. Мы же на Новый Год не ходим купаться в проруби или копать огород. Всему свое время. То же самое касается и Пасхи. И чтобы наше внимание не отвлекалось от праздника, церковный устав не предполагает поминание усопших ни на страстной, ни на светлой неделе. Но это не дает нам права забывать своих умерших родных и близких. Поэтому устав специально выделяет особые дни для этого. Такими днями являются поминальные субботы в посту и Радоница – девятый день после Пасхи, когда мы идем поделиться пасхальной радостью с усопшими родственниками.

Беседовал Максим Ким