Союзы профессионалов или профессиональные союзы работников – это единственный в мире вид объединения граждан, чьи цели и задачи понятны каждому человеку.

Развитие профсоюзов в нашей стране и др. государствах доказало, что никакие, даже самые кардинальные изменения общества, не могут лишить человека труда понимания им важности и эффективности решения своих профессиональных проблем на основе совместного и последовательного отстаивания своих интересов, как на производстве, так и в науке.

Настоящее и будущее молодёжи в необозримом море социально-экономических проблем – это один из наиболее важных вопросов в работе любой современной профсоюзной организации.

Профессиональный союз работников образования и науки Донецкой Народной республики (ДНР) является самой многочисленной и единственной профсоюзной организацией страны, где работа с молодёжью и работа на её благо является не только одним из приоритетных направлений деятельности, но и где существует многочисленное, обязывающее к этой деятельности, «полнокровное молодёжное крыло», которое обусловлено спецификой организации — наличием в её рядах сети высших учебных заведений (ВУЗ) разного уровня профессионального образования (ранее, уровня аккредитации).

Главные задачи профсоюза работников образования и науки ДНР в условиях становления в стране истинно Народной Власти – это:

  • во-первых, реализация в молодёжной среде чёткого понимания первого основополагающего смысла термина «общественная организация», т.е. его понятия — «организация общества», где профсоюз призван организовать профессионалов, чтобы помочь Родине выстоять в тяжёлых современных условиях, а также, чтобы создать основу последующего построения достойной жизни каждому человеку;
  • во-вторых, возрождение в обществе и, естественно, у его молодёжи не менее важного и основополагающего понимания профсоюзов, как «школы народовластия» — школы грамотной и достойной формулировки перед Родиной своих проблем и их совместного с Родиной решения.

Естественно, что проблема первостепенной важности – это безработица и трудоустройство молодёжи, где её безальтернативным решением в современном обществе есть переход всей страны на рельсы развития посредством использования достижений научно-технического прогресса, где его наиболее яркими проявлениями, т.е. научно-техническими революциями (НТР) являются:

  • I – революция научная;
  • II — революция информационная или информатизация всей жизни общества;
  • III — революция терциарная, которая трансформировала индустриальную экономику в постиндустриальную или экономику услуг.

В этих условиях, определяемых НТР, задача активной борьбы с безработицей практически полностью переходит на плечи молодёжи. Именно ей сегодня свойственно быстро и, порой, без особых раздумий, принимать в свою жизнь всё новое и неизведанное, что потом становится привычным и обыденным для нашей повседневной жизни, где каждый современный день переносит наш мир на гораздо более высокую ступень развития, чем это было 20 и даже 5 лет назад.

Оградить молодёжь от выбора неверных путей развития, как себя, так и страны, позволяет лишь воспитание человека, основанное на его образовании. Поэтому союз профессионалов в сфере образования и науки видит свою огромную ответственность за выбор молодёжью и, соответственно, страной своего инновационного пути развития, а также за его ускоренное освоение.

Сегодня это требование сформулировано на достаточно высоком международном уровне – это организация ЮНЕСКО, где в докладе её Международной комиссии по образованию и документе «Реформирование и развитие высшего образования» сказано:

«…предпринимателям нужна не квалификация, которая с их точки зрения, слишком часто ассоциирует с умением осуществить те или иные операции материального характера, а компетенция, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к рынку».

Цель обучения и воспитания специалиста ХХІ в. – формирование «нового экономического человека» в виде предпринимателя современной формации. Это род руководителя, который должен действовать в оптимальном режиме, т.е. рисковать там, где это действительно имеет результативный смысл, но во всём остальном пользоваться лишь научно обоснованными методами постановки проблемы и их решения.

Следует подчеркнуть, что необходимость подготовка предпринимателей обусловлена в мире его VI предпринимательским этапом развития (1980 г. … наши дни). Главным здесь является, безусловно, формирование у абсолютно каждого будущего врача, учителя, инженера или у др. выпускников высшей школы, стремления к созданию именно «своего дела», т.е.:

  • во-первых, приобретение той специальности и профессии, которые однозначно будут востребованы на рынке труда, как в государственном, так и частном секторе предпринимательской деятельности;
  • во-вторых, привлечение к трудовой жизни, направленной на формирование своего бизнеса, где создание частного предприятия (больницы, школы, станции технического обслуживания техники, Internet-магазина, др.) сегодня рассматривается миром науки и практики как пока единственный действенный выход из сложной общепланетарной ситуации в борьбе с безработицей.

Задача государства в лице его системы образования состоит в глубоком понимании передовых современных социально-экономических процессов с целью формирования соответствующих стандартов образования, где, например, в аналогичных документах России и мира существует широкий спектр профессионально-специализированных компетенций выпускника каждой специальности, ориентирующих его (как будущего руководителя) именно на предпринимательскую (ранее, на хозяйственную) научно и экономически обоснованную деятельность в различных отраслях экономики.

Анализ зарубежного эффективного развития предпринимательства показал, что высокоэффективной и, прежде всего, востребованной формой реализации разнообразных и многоплановых предпринимательских идей в современном обществе есть создание технопарков, которые призваны помогать реализовывать на научной основе не только и не столько «глобальные проекты», а обычные «земные идеи» как настоящих, так и будущих предпринимателей. При этом для успешной реализации этих идей, технопарки обязаны находить в них «зёрна инновационного развития», либо сеять эти зёрна, если они здесь отсутствуют.

Пенчук В.А., д.т.н., Новичков Ю.А.
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Комов П.Б., к.т.н., Комов А.Б., к.т.н.
Автомобильно-дорожный институт ДонНТУ