В преддверии дня Великой Победы

Хотелось бы вспомнить людей, которые защищали нашу Родину от нацистов и их приспешников. Наша Родина богата людьми, которые, защищая родные города и сёла, стали героями, или сложили головы, защищая землю Русскую! Стоит помнить и тот факт, что огромное количество людей, кто не попал на фронт, «ковали будущую Победу», находясь в тылу, и вкладывая все силы в нашу Победу!

У нас нет возможности перечислить их всех, но некоторых из этих Людей мы попробуем упомянуть.

Щербина Василий Васильевич (1914 г.р., ст. Никитовка, Горловка). В 1941 г. командовал диверсионной группой в тылу врага, в 1942-м — разведывательно-диверсионным отрядом, действовавшим на территории Белоруссии. Уничтожил 11 мостов. Погиб 3 сентября 1943 г. в городе Воложин (Минская обл.). Его именем названа улица, а у школы №1 установлен бюст Героя.

Литвин Иван Миронович (1924 г.р., с. Свободное, Горловка). Автоматчик, гвардии рядовой. В середине июля 1944-го в составе передового отряда форсировал Западный Буг южнее п.г.т. Домачево (Брестская область). Участвовал в захвате плацдарма на правом берегу реки. 1 августа первым форсировал Вислу, в бою принял командование отделением, уничтожил гранатами крупнокалиберный пулемет врага. Единственный из Героев СССР, уроженцев нашей области.

В своё время Горловка находилась в оккупации фашистов. Но вражеские сапоги недолго смогли топтать мою родную землю. Наши с вами земляки, которые остались на оккупированных территориях, не прекращали борьбу с захватчиками. Создавались партизанские отряды, которые действуя в тылу врага, ковали будущую победу.

Впоследствии, когда наши города были освобождены от фашистов, хлынула невиданная доселе волна взаимопомощи и патриотизма.

За год и три месяца до победы труженики совхоза имени 1 Мая (тогда Горловского, позже Артемовского района), пережившие оккупацию, решили на свои средства купить для Красной Армии боевой самолёт. Старики, жены бойцов и командиров, инвалиды войны и вдовы – все участвовали в этом благородном деле. За два дня было собрано сто тысяч рублей. Через пять дней после отправки денег из Москвы пришла телеграмма: «Совхоз им. 1 Мая Горловского района Сталинской области. Директору совхоза т. Заричному, Председателю рабочего комитета т. Чичкану. Прошу передать рабочим, работницам и служащим совхоза им. 1 Мая, собравшим 100 000 рублей на строительство самолёта «Освобожденный Донбасс», мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин. 27 февраля 1944 года». Но не только труженики совхоза имени 1 Мая собрали деньги для покупки самолёта. Это сделали и жители городов Сталино, Селидово, станции Иловайское, Харцызска и других городов и районов области. Двенадцать новых, совершенных по конструкции истребителей «Як-7б», с полевого аэродрома близ станции Большой Токмак, Запорожской области, были переданы лётчикам третьей эскадрильи 267-го Краснознамённого ордена Суворова III степени Нижнеднестровского полка 236-й истребительной авиационной дивизии. Эти летчики отлично дрались в воздушных боях над Северным Кавказом. Их истребители поддерживали огнём с воздуха десантников майора Цезаря Куникова, высадившихся на Малой земле возле Новороссийска. А в составе 8-й воздушной армии они уничтожали вражеские самолёты в небе над Донбассом.

Из Ворошиловградской области, где шли ожесточенные сражения, на «Миус-фронте», маршруты боевых вылетов вели к Артёмовску, Никитовке, Горловке. День 7 сентября 1943 года был решающим этапом боёв за освобождение Донбасса. К первому часу ночи, 8 сентября, полностью освободили шахтерскую столицу – город «Сталино». Лётчики также принимали участие в операциях на реке Миус, в освобождении городов «Таганрог» и «Мариуполь». На фюзеляжах подаренных самолётов хотели написать «Богатырь Донбасса», но название «Освобожденный Донбасс» признали лучшим.

И, может, это больше соответствовало действительности, так как на одной из двенадцати машин летала, образно говоря, «Богатырша» – единственная в дивизии лётчица-истребитель Мария Кулькина. На именных самолётах лётчики третьей эскадрильи участвовали также в боях за освобождение Запорожья, Одессы, Львова, в Ясско-Кишинёвской операции. Затем были воздушные схватки в небе Румынии, Болгарии, Венгрии. Командовал эскадрильей майор Ю.Т. Антипов. В его подчинении воевали лётчики Александр Машинский, Пётр Алфёров, Николай Воропаев, Василий Шепелев, Николай Свищев, Мария Кулькина, Николай Брагин и другие. Заместителем командира эскадрильи был майор Дмитрий Тормахов. В разное время погибли трое лётчиков эскадрильи, в том числе младший лейтенант Мария Кулькина. Она в воздушном бою над молдавской долиной «Томашлык» своей машиной заслонила от огня врага самолёт командира эскадрильи Ю.Т. Антипова. Лётчикам третьей эскадрильи 267-го полка 236-й истребительной авиационной дивизии вскоре, после боев, о которых сказано, пришлось вылететь для взаимодействия с Народно-освободительной армией Югославии.

На партизанском аэродроме в городе «Била Цирква» знакомились советские лётчики с теми, кто вместе с ними будет сражаться с врагом. Югославским братьям по оружию, в числе других были переданы девять из двенадцати истребителей, которые среди остальных самолётов выделялись надписью на фюзеляжах – «Освобожденный Донбасс». В послевоенное время, ежегодно, 3 июня, со всех концов России, Украины, Белоруссии и других республик бывшего Союза в станицу Лазаревскую на Кубани съезжаются ветераны 267-го полка 236-й истребительной авиационной дивизии. Именно там дивизия была в свое время сформирована. Приезжают в станицу Лазаревскую и бывшие лётчики третьей эскадрильи, которые воевали на самолётах «Освобожденный Донбасс»!

Подготовил Максим Ким