Вербное воскресенье — праздник, который на самом деле не имеет с вербами ничего общего. Он посвящён евангельскому событию — торжественному входу Господа Иисуса Христа в Иерусалим, где через несколько дней Он будет распят и воскреснет. Второе название праздника — Вход Господень в Иерусалим.

По сути, это путь Христа на страдания за грехи человечества. Но сейчас Его встречают, как Победителя и Царя — не только потому, что у древних евреев царь по обычаю в знак своего смирения перед Богом въезжал в город на ослике, как это сделал Христос. Существовало пророчество, что именно так войдёт в Свой город Мессия для того, чтобы окончательно воцариться над Израилем. Однако евреи встречали совсем не Того, Кто повторял им: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36). Они ждали, что Христос станет вполне себе земным царём и прогонит из страны опостылевших римлян. И те, кто сейчас кричит «осанна», через четыре дня, когда Его схватят и предадут на суд, будут кричать «распни Его!»

Встретить Христа стекалось множество народа — день назад Спаситель на глазах у сотен людей сделал то, что мог сделать только Мессия: Он воскресил Лазаря. Это событие Церковь вспоминает перед Вербным воскресеньем, празднуя Лазареву субботу.

И взрослые и дети постилали перед едущим на ослике Иисусом одежды и пальмовые ветви — так у нас сейчас расстилают ковровую дорожку перед очень почётными лицами. Для этого, собственно, ветви и срезали.

Войдя в Иерусалим, Спаситель выгнал из Храма всех торгашей и менял, которые тут неплохо устроились, продавая жертвенных животных по завышенным ценам.

Согласно христианскому преданию, Иисус вошёл в Иерусалим через Золотые ворота, обращённые в сторону Елеонской горы и Вифании. Сейчас эти ворота заложены камнем (это сделали турки вместе с султаном Сулейманом в XVI веке, захватив Иерусалим), но арки, обозначающие вход, хорошо видны в стене. Теперь перед этими воротами разместилось иудейское кладбище. По преданию, Мессия вновь войдёт в эти ворота во время Второго Пришествия, когда настанет время Страшного Суда и Апокалипсиса. Тогда камни золотых ворот рухнут, а мёртвые, похороненные здесь, воскреснут первыми. По этой причине кладбище за стенами Иерусалима — самое дорогое в мире. За место здесь платят около миллиона долларов. И самое большое — оно раскинулось даже на склонах горы Елеон, и издалека похоже на город.

Праздник Входа Господня в Иерусалим готовит нас к Страстной неделе. Через пять дней Спаситель пострадает на Кресте. А пока после триумфального шествия и проповеди в Иерусалиме Иисус вернулся в Вифанию к своему другу Лазарю, которого воскресил из мёртвых.

А причём же тут вербы? Поскольку пальмы на Руси не росли, а встретить Господа в этот день с чем-то зелёным в руке всё же хотелось, славяне приходили в храм с ветвями вербы — первого дерева, которое зацветает и выпускает листья весной. На церковнославянском языке богослужения Русской Православной Церкви этот праздник называется «Неделя ваий». «Неделя» значит — «воскресенье», а «ваии» — «пальмовые ветви», или просто «ветви». А на Западе он носит название «Пальмовое воскресенье».

Интересно, что в самом Иерусалиме христиане ещё в прошлом веке подражали не только этому моменту евангельского рассказа. По древней богослужебной традиции, Иерусалимский патриарх въезжал во двор Храма Гроба Господня верхом на ослике. Его сопровождала торжественная процессия из духовенства и паломников с пальмовыми ветвями. После чего начиналось праздничное богослужение.

В царской России до XVII века тоже был такой обычай. Только Патриарх ехал верхом на лошади, наряженной осликом (что поделать, такие экзотические животные у нас тогда не водились), а под уздцы её вёл сам царь, идущий пешком. Шествие продолжалось от храма Василия Блаженного до Соборной площади Московского Кремля.

По уставу в день Вербного воскресенья пост послабляется — разрешается есть рыбу. А в день перед этим, Лазареву субботу, можно вкушать рыбную икру, у кого она есть.

Один из самых популярных вопросов о праздновании этого дня — что делать с освящённой вербой? В тексте молитвы, произносимой священником перед окроплением вербы святой водой, нет ни слова об освящении самих ветвей. Говорится об освящении людей, которые в этот день принесли вербу. Это и понятно — по древней традиции христиане приносили ветви Христу, а не забирали их домой. Существует благочестивая традиция хранить ветви вербы в своих домах целый год или пока не осыпятся — как память об этом празднике. А можно оставить их в храме — Тому, для Кого мы их принесли.

Гораздо важнее в этот день спросить о том, что делать в Вербное воскресенье с самим собой. Этот праздник подготавливает нас к Страстной неделе, которая следует сразу за ним. Начиная с Вербного воскресенья, мы должны по возможности оставить все свои заботы, и уж тем более развлечения, чтобы провести эти дни в молитве и совершении добрых дел. Очень важно постараться не совершать тяжких грехов, чтобы достойно встретить Пасху — Светлое Христово Воскресение.

Материал предоставлен пресс-службой Горловской епархии УПЦ