Что и как

Насколько рационально оставлять чаевые

В сфере обслуживания существует понятие «чайный этикет» — принято поощрять персонал за старания и хорошее отношение к посетителю. Споры о том, насколько рационально оставлять чаевые, всплывают в интернете ежедневно. Кому-то кажется, что дать официанту «на чай» — это нормально, а другим — любая работа оплачивается работодателем, поэтому клиент не обязан давать деньги за уже заложенное в стоимость услуги.

Нужно ли оставлять чаевые

История происхождения

Первые чаевые были вовсе не чаевыми, а «питьевыми деньгами». В Германии XVI века ими награждали соседа, который помогал остальным набрать воду из колодца и унести домой.

В XVIII веке в Англии посетитель, чтобы получить быстрое и качественное обслуживание, бросал монеты в специальную банку. На ней так и писали «для ускорения работы».

Именно «на чай» начали давать в России XVIII века. Подавальщикам в ресторанах платили за скорость и аккуратность. Сумма была равна стоимости самого дешевого чая в заведении.

Чаевые сегодня

В некоторых странах работодатель вообще не платит мелкому персоналу зарплату, полностью возлагая эту обязанность на клиентов. Например, в большинстве заведений Америки посетители обязаны отдельно от счета оплатить работу разносчика.

В мире принято оставлять 5−15% сверх чека. При этом 15%, если обслуживание было хорошим, а 5% – если сотрудник не старался.

Чаевые сегодня

В некоторых заведениях идут дальше и включают сервис в счет отдельной строкой. Это считается нормальным в Европе, Грузии и Турции. В России такой ход хозяина кафе или ресторана будет законным только в том случае, когда информация о чаевых указана в меню.

Кроме персонала мест общественного питания, на чаевые рассчитывают:

Чаевые таксистам

  • таксисты;
  • «мастера красоты» — парикмахеры, маникюрши, визажисты, косметологи;
  • горничные;
  • носильщики;
  • курьеры;
  • экскурсоводы;
  • заправщики.

Не все представители этих профессий считают дополнительную плату обязательной. Тем не менее находятся те, кто будет с пеной у рта спорить — клиент обязан дать на чай.

Правила современного этикета говорят о том, что поощрение за хорошую работу все же необязательно. Отблагодарить персонал или нет — это только решение посетителя. Никто не может осудить за отказ дать мелочи, даже если обслуживание было идеальным.

Однако оставить пару купюр сверх чека все-таки рационально, если посещать заведение планируется часто. Персонал запомнит щедрого гостя и будет с ним обходительнее.

Правила «чаевого» этикета

Чаевые горничным

Чаевые — это только наличные. При себе лучше иметь мелкие купюры или монеты, чтобы не требовался размен. Деньги нужно подать вместе с картой при оплате безналичным расчётом или вручить после получения чека, если оплата производилась «живыми» деньгами.

Если есть желание оставить благодарность работнику, с которым клиент не взаимодействует лично (например, повару или горничной), можно:

  • приготовить конверт с подписью и оставить на видном месте;
  • передать через третье лицо, четко указав назначение.

Нормальный размер для поощрения — один доллар за границей и 50−100 рублей в России. Меньшую сумму могут принять за оскорбление. Верхней границы не существует, но если посетитель оставил 20% от чека, его будут считать очень щедрым человеком.

Пожалуй, главное правило при вручении чаевых — не делать это свысока. Показывать, что уровень дохода в несколько раз выше, чем у персонала заведения, как минимум некрасиво.

One Reply to “Насколько рационально оставлять чаевые

  1. С концовкой материала соглашусь: лучше дать что-нибудь, если есть вероятность, что встретишься с этим официантом, барменом, портье снова. Так будет легче в следующий раз. Но при единичном посещении давать – да с чего? Зачем? Врачу приходится давать: может, не зарежет и не отравит, но и не спасет (когда даешь, тоже иногда получаешь “бесплатную” медицину). Как бывший школьный учитель, категорически против подарков учителям; цветы мне не искоренить, но торт или духи – в моих глазах уже недопустимо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.